MapTourist.org

Главная В путь! Мста на Майские праздники 2009

Мста на Майские праздники 2009

E-mail Печать

Изначально планировали совершенно другой маршрут. В другие места и другого формата. Но непредсказуемые реалии сегодняшнего дня внесли свои коррективы в эти планы и мы достаточно спонтанным образом приняли приглашение наших товарищей прокатиться вдоль Мсты. За что им огромное спасибо!

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Маршрут пройден на двух машинах:
УАЗ 1351 "34 МТ
GreatWall Safe"32 МТ

1.05.2009
Выехали из Москвы в ночь с тем расчетом, чтобы не стоять в праздничных пробках и через 4 часа уже были на объездной Медного, где и планировалось встретиться с экипажем организатора и вдохновителя данного маршрута – Константином Евстигнеевым (Кот) со своим многочисленным экипажем. Из Зеленограда они тоже добрались достаточно шустро и ближе к обеду мы уже двигались по Ленинградке дальше в сторону Торжка, перед которым у нас было запланировано посещение первой достопримечательности – водопада средней полосы. О нем мы узнали у Геокешеров. Но так как описание этого тайника благополучно было забыто дома, то мы ограничились простым посещением и фотографированием этого места. Кот, правда, ради развлечения проехал на Уазике практически вплотную к самому водопаду, а на обратном пути волной от машины на берег выбросило маленького щуренка. Этому факту был несказанно рад маленький Леха, который, как он сказал потом, всю жизнь мечтал поймать щуку руками. :)

Вернувшись обратно на трассу достаточно скоро въехали в Вышний Волочек, где нам предстояло уйти с основной дороги и начать наш основной маршрут. Заехали в магазин и купили Уазику канистру масла и мороженого всем остальным. Погода была просто прекрасной и уже располагала к летнему настрою всех участников этого похода. Заправившись, мы простились с главной магистралью страны и начали свой путь строго на север. Переправились через Мсту на правый берег через дамбу, на которой остановились для фотографирования плотины и стоящего рядом стариннго заброшенного бейшлота. Но достаточно скоро местный блюститель секретов советской власти погнал нас прочь. Плотины и дамбы у нас являются режимными объектами, задерживаться и тем более фотографировать которые категорически запрещено. А вдруг ты засланный шпион-террорист, или еще хуже – местный активист-экстремист? В общем, неприятные разговоры с местным КГБ в наши планы не входили, и мы быстренько оттуда свинтили.

Заехали в Алексеевское посмотреть на ворота бывшей Покровской церкви, не сохранившейся до наших дней. Так же в Алексеевском посетили развалины старинной барской усадьбы, от которой так же осталась только часть парадных ворот. Побродив по развалинам основного здания усадьбы, все были поражены размером бывшего здания - периметр фундамента впечатлил всех. Там же у этих ворот и устроили обеденный привал.

Движемся дальше. Асфальт кончается и дальше едут уже сперва грейдер а затем и обычная грунтовка. В соседней деревне Норфино обнаружилась часовня, не отмеченная на картах. Обычно такие находки самые интересные и неожиданные в наших походах. Встретить такое – особенная радость. После Норфино дорога становится очень живописной и в какой-то момент проходит рядом с очень крутым и высоким склоном. Останавливаемся, лезем вверх и фотографируемся. Попутно обсуждая природу происхождения этого холма. Размеры же его не дают сомневаться в природном его происхождении. В этом же районе есть и насыпной древний курган, но в этот раз нам не попути на него попасть…

Дальше двигаясь вдоль речки, проезжаем несколько деревень и останавливаемся у двух очень больших храмов. Один в селе Млево
Там же рядом совершенно случайно обнаружился один очень интересный деревенский дом. Точнее сам дом был абсолютно обыкновенный, а вот табличка на нем – совсем другое дело!
А другой храм, еще более впечатляющих размеров, мы увидели в Сельцах-Карельских. Отрадно то, что оба этих храма не заброшены и понемногу восстанавливаются. Вообще же мы за всю эту поездку не однократно встречали активность местного населения по отношению к своим церквям. Многие храмы восстанавливаются, хоть и не быстро, но все-таки заметно, что этому уделяется внимание. И если средств на реставрацию не хватает, то делается мелкий ремонт, который существенно замедляет процесс разрушения. Но, к сожалению, это в нашей стане явление достаточно редкое, в общем и целом. Обычно картина предстает перед глазами куда более печальная.
Но дело уже к вечеру и мы движемся дальше, уже немного прибавив в темпе. Нам еще предстоит найти место для лагеря и обустроить его. А это желательно делать все-таки засветло. Следующим пунктом остановки у нас запланирована д. Максимовское, где живут родственники нашего ведущего экипажа. Быстрая встреча и мы едем на берег одноименного озера в поисках места для ночлега. У Костика было на примете одно место, доехав до которого единогласно принимаем его. Пилим дрова, ставим палатки, ну, и отмечаем вход на маршрут, конечно! :)
Пройдено за день 190 км.

2.05.2009
Утро выдалось теплым и солнечным, что в купе с надутой лодкой сделало сборы и продолжение маршрута совершенно не оперативными. Пока все заставили себя заняться сворачиванием лагеря и загнать с воды Ольгу с удочками, прошло много времени. Так что выдвинулись только в 2-м часу дня. Сразу же поле этого нас ждал внедорожный участок, на который нам пришлось потратить некоторое время в связи с тем, что во-первых наш экспедиционник не самый великий проходимец, а во-вторых произошло одно неприятное происшествие. Преодолевая ходом низину с грязью, Уазик Кота каким-то немыслимым образом поймал лобовым стеклом сломавшуюся ветку, которая пробив его, мгновенно вошла в салон по самое заднее сидение! То, что при этом никого не травмировало, явилось для всех большой удачей, так как в машине находилось четыре человека. Из всех последствий только небольшой порез на руке Костика от разбитого стекла и все. Последствия могли бы быть куда более плачевными, но, слава Богу, все обошлось. Время от времени прибегаем к помощи Уазика и его лебедки. Клиренс у Китайца не располагает к самостоятельному преодолению глиняных колей, а своей лебедки у нас пока нету. Но в целом движение происходит достаточно оперативно, хотя из машины выходить приходилось достаточно часто. В лесу местами еще лежал снег.
Далее опять выходим на вполне поезжую дорогу, но не надолго. В большом селе Березоский рядок переезжаем по мосту реку и уходим уже по ее левому берегу далее, вниз по течению. Но сперва фотографируем местную церковь и немного пополняем запасы воды в магазине.
После выезда из Березовского Рядка дорога пошла через красивый и сухой сосновый лес, что вселяло надежду на и дальнейшее ее схожее состояние. Но неожиданно она закончилась опять все той же глиной и колеями от лесовозной техники. Но настрой у нас у всех был боевой и мы без особых раздумий ринулись на борьбу со стихией. Бились мы достаточно жестко. Лебедку на Уазике приходилось разматывать даже без помощи в виде периодически виснущей в колее нашей машины. Еще я обо что-то ударился, и у меня онемела, сильно заболев, рука. Руль пришлось передать Ольге, т.к. я его даже держать не мог нормально. По сем признакам все сходилось на переломе. Радости это не доставляло совершенно никакой. Да и в деревне Басутино, куда мы доехали, дорога кончалась, и начиналось уже совсем отчаянное рубилово. Мы приняли решение возвращаться обратно в Березовский Рядок и идти опять на правый берег. Но пока Костик ездил общаться с местными в деревню под колесо где-то попалась доска с гвоздем, об который благополучно проткнулась камера в заднем колесе. Так что пришлось немного задержаться и по этому поводу. Поставив запаску путь в обратную сторону прошел немного быстрее, т.к. основные неровности дороги к тому моменту уже были сглажены травесами на раме нашего автомобиля еще в ту сторону. Перебравшись обратно на правый берег Мсты, поехали не торопясь в поиске места для второго лагеря. Время было уже к закату. Через некоторое время не доезжая до уже знакомой нам маленькой речки Понеретки нашли вполне приличную поляну в сосенках. На ней и заночевали.
За день пройден всего 31 км.

3.05.2009
За ночь отек на моей руке спал и боль поутихла. Погода этого утра опять не располагала к быстрым сборам, да и Оля опять схватив удочку, убежала к речке. В общем, выехали опять в половине второго дня. За штурвал опять сел я и к вечеру этого дня исчезли абсолютно все симптомы того, что еще вчера заставляло думать о досрочном сходе с маршрута и поисках медпомощи.
Дальнейший путь не предвещал никаких сложностей и мы не сильно переживали по поду такого позднего старта. Но каково же было наше удивление, когда буквально в паре сотен метров нас ждала преграда в виде напрочь смытого половодьем моста через все ту же Понеретку, которую мы вчера переехали у Максимовского озера! Берега ее в этом месте достаточно отвесные и брода по близости никакого не предвиделось. Пришлось строить новый мост и заезжать на него по не простой траектории, с близлежащего холма и проложенную гать на небольшой заболоченности у его подножия. Но пилы были острые, а коллектив бодр и весел. Мост построили быстро и тактику заезда на него так же определили разумную. И вот уже вскоре обе машины стояли на противоположенном берегу. Далее без особых приключений продолжили свой путь по все более улучшающимся дорогам в сторону места впадения в Мсту реки Уверь. В этом месте у нас было запланировано посещение Уверского бейшлота с поисками геокешерского тайника. Бейшлот посмотрели. Тайник нашли, чего-то туда положили и отметились в его блокноте. Правда, потом напрочь забыли написать об этом на сайте игры. Надо бы исправится…
Далее у нас был асфальтовый перегон, но т.к. Уазик - машина неторопливая, то для нас и он был во вполне одыхательном режиме. К слову сказать, по этой причине расход топлива на асфальте за всю поездку у нас получился рекордно низким! Бортовой компьютер регулярно показывал 9 с небольшим литров. Да и от всех скучных асфальтовых частей нашего маршрута мы так же получали удовольствие, глядя по сторонам не напрягаясь от активной рулежки и концентрации повышенного внимания, свойственных при скоростном движении.
Так, не торопясь и дыша свежим весенним воздухом через открытые настежь окна, мы добрались до Опеченского Посада, в котором посетили очень забавное место – дендропарк, устроенный одним местным жителем. Так же совершенно для нас неожиданно остановились и сфотографировали опять-таки не отмеченный на картах старинный храм 1764 года.
На этом знакомство с Опеченским Посадом мы закончили и, переехав Мсту на левый берег по новому мосту, поехали смотреть другую местную достопримечательность – подземную реку Понеретку. Интересно это явление тем, что сперва река вполне обычным образом течет по поверхности земли, а потом неожиданно уходит в ее недра. А выходит обратно наружу только у самого берега Мсты, образуя этим достаточно зрелищный водопад. Явление совершенно не свойственное для наших широт. Берег Мсты в этом месте очень крутой и обрывистый, так что спускаться к водопаду пришлось с достаточной степенью осторожности. Пофотографировав чудо природы с этой стороны мы поехали посмотреть место, где оно уходит под землю. Нашли и его. В паре километрах от водопада и правда заурядная на вид речушка резко обрывает свое течение. И уходя под землю, оставляет дальнейшее свое русло в заметном ущелье совершенно сухим! Удовлетворенные посещением таких необычных мест движемся дальше. За этот день нам нужно успеть в Боровичах купить новое лобовое стекло на Уазик взамен разбитого. Так что без лишних задержек заезжаем еще быстренько поглядеть на порог Бели и движемся в сторону районного центра. Вкусив очередной раз все "прелести" на редкость бестолковой организации движения в Боровичах мы все-таки успели ворваться в самый крупный городской магазин запчастей буквально за пару минут до его закрытия и купить необходимую деталь. Затем по наводке местных таксистов отправились на шиномонтаж чинить проколотое колесо, где так же практически случайно застали задержавшегося мастера. Камеру быстро заклеили и Свампер занял свое привычное место на мосту Уазика. Так же достаточно оперативно поменяли своими силами и лобовое стекло.
Время было уже вечерние, так что мы поспешили продолжить свой путь и покинули гостеприимные Боровичи, в которых уже не первый раз нам удавалось найти и помощь, и нужные запчасти для наших машин. Несколько лет назад мы там ремонтировали ГАЗ-66. Пока на шиномонтаже шел ремонт, я заприметил потенциально интересное место для нашего будущего лагеря у впадения реки Выдрицы в Мсту, и мы выдвинулись в его сторону. Место оправдало все наши ожидания, и мы встали лагерем там прямо на стрелке. День оказался богат на всякие события и мы опять отпраздновали это дело. Красивейшее место на слиянии двух рек располагало к общению, как с природой, так и с участниками нашего дружного коллектива. Расползлись по палаткам далеко за полночь.
Пройдено за день 136 км.

4.05.2009
По традиции сопровождающая нас на протяжении всего путешествия прекрасная погода очередной раз попыталась задержать отправление в дальнейший путь и на этот раз. Но сделав над собой усилие, всем участникам похода удалось более-менее оперативно собраться и выехать в 12 дня.
На этом этапе нашего маршрута, к сожалению, нам пришлось попрощаться на время с Мстой в силу отсутствия постоянных дорог по ее берегам на протяжении многих километров. На другой технике и имея в запасе иное количество времени можно было бы предпринять попытку "спрямить" и этот участок, но в наш график это никак не укладывалось. Так что день у нас был практически полностью занят перегоном по обычным дорогам. Правда после Любытино мы попробовали "срезать" одну часть дороги вдоль реки Мда, но срезки такой на местности не оказалось. Так что нам пришлось опять вернуться на трясучий грейдер, переходящи далее и в асфальтовую дорогу.
Остановились полюбоваться пейзажами у Мстинского Моста. Так называется населенный пункт, но мост рядом с ним оказался высоким, что делало виды с него очень живописными. Далее в Малой Вишере заехали на мойку, где пару часов самостоятельно вымывали из всех щелей засохшую глину, в огромных количествах скопившуюся на наших машинах. Мойка оказалась не дешевой. За Керхер без пены с нас взяли по 200 рублей. Но учитывая, что мойщица нам любезно предоставила в самостоятельное пользование моечный аппарат, потраченного было не жалко. Так, чистые и довольные мы покатили дальше в сторону Новгорода. Нам еще предстояло найти какую-нибудь отворотку в сторону дельты Мсты, где планировалось устроить наш последний лагерь. Завтра мы планировали уже ехать домой. Достаточно быстро добрались и пересекли трассу М-10 и практически сходу встали на очень перспективную дорожку, ведущую в интересном нам направлении. Вскоре на этой дороге начались грязные, глубокие и достаточно длинные лужи. Но на удивление без всяческих проблем мы прошли все эти мокрые места и вышли на очень красивый берег Мсты. Наши машины оставались чистыми всего несколько часов.
Река в этом месте уже очень широкая и во все стороны открываются виды на большие водные просторы. Что очень радует глаз. Меня всегда привлекали водные глади. И не только как объект для рыбалки, просто подобные пейзажи действуют на меня как-то успокаивающе. И душа отдыхает.
Пока разбивали лагерь и готовили ужин неподалеку затарахтел мотор трактора. Потом это тарахтение переросло в надрывный рев, повторяющийся с завидной регулярностью, и недвусмысленно намекающий на наличие где-то в воздухе богатейшего набора вполне определенной русской лексики, которым обычно начинают активно злоупотреблять экипажи застрявшего транспортного средства. Все предположения оправдались и в ста метрах от нашего лагеря мы обнаружили хорошо засевшую Беларусь с самодельным прицепом и лодкой на нем. Это местные мужики на рыбалку едут. Костик опять завел свой Уазик и мы без труда извлекли из плена застрявший трактор при помощи лебедки. Мужики были просто счастливы! Перспектива топать до деревни за подмогой их совершенно не радовала, и они в знак благодарности пообещали нам утром притащить рыбы.
Видимо открывающийся вид на водные глади подействовал и на остальных участников нашего похода, что выразилось в единогласном намерении допить вообще все остатки спиртного. Что и было незамедлительно начато под аккомпанемент Костиной гитары и губной гармошки. И без того туманные планы уехать завтра домой рассеивались с каждой минутой…
За день пройдено 225 км.

5.05.2009
Утром и правда пришли вчерашние мужики и передали нам пакет с рыбой. Поблагодарив друг друга мы сердечно попрощались и мужики уехали. В кустах опять послышался знакомый рев застрявшей Беларуси…
Состояние наших душ в то утро не располагало организмы к каким-либо активным действиям, так что единогласно было принято решение не заводить Уазик, пока мужики сами не вернутся. Но они не вернулись, каким-то чудом вырвавшись из плена коварной лужи. Которая, кстати, объезжалась по полю в любом месте его всей пятисотметровой ширины. Но дорога шла именно через эту лужу. :)
Позавтракав, всем стало понятно, что сейчас никто и никуда не поедет. Не только мы домой, но и Кот с экипажем в Новгород тоже. На скорую руку придумав отмазку, почему мы сегодня не приедем в Москву, коллектив начал принимать солнечные ванны, гонять на гитаре медленные похмельные блюзы и досыпать, компенсируя этим ночные бдения. В четвертом часу дня мы все-таки почувствовали некое улучшение, собрав лагерь, выехали в сторону Новгорода. Но сперва захотелось посмотреть на озеро Ильмень. Что мы и исполнили, по дороге посетив еще и две церкви с целью их фотографирования. В Броннице на холме очень большая и некогда красивейшая Богородицкая церковь сейчас имеет плачевный вид. Кровля местами обвалилась. Стены исписаны цитатами из сборника всеобщей человеческой глупости и разрушаются под их гнетом. Небольшая церквушка в Наволоке, напротив, оказалась действующей и в хорошем состоянии. Посозерцав немного водную гладь озера, простирающуюся до самого горизонта мы галопом поскакали в Новгород. За что Костику практически сразу же и был выписан штраф за превышение скорости на 100 рублей. Долго смеялись.
Потом был осмотр хрестоматийных красот новгородского кремля и толкотня в будничных пробках большого города. Время шло к вечеру и мы все здорово проголодались. Опять выручили местные таксисты, подсказав правильное место, где можно хорошо и недорого поесть. Заведение называется "Колобок" и внешний вид имеет совершенно по-совковому общепитовский. Да и находится в полуподвале. Но при этом еду там подают по-домашнему вкусную и за очень демократичные цены. На весь наш экипаж (2 взрослых + 2 подростка) я заплатил 500 рублей. И это за полноценный обед с компотом. В общем, покидали мы Новгород в благостном расположении духа, сытые и довольные.
Остаток дня мы провели по дороге на Валдай, где близ Иверского монастыря мы запланировали уже действительно последнюю ночевку. Первый раз за весь поход погода начала портиться и к вечеру пошел дождь. До Валдая добрались без каких-либо приключений и доехав практически до самого монастыря свернули к берегу по лесной дорожке. К удивлению приличная поляна была не занятой, и мы с комфортом на ней разместились, наблюдая шикарнейший закат над Валдайским озером. В программе на вечер у нас было празднование завершения нашего похода, для которого были припасены парочка бутылок шампанского. Заодно пожарили и рыбу, которую нам принесли утром мужики на тракторе. Ужин получился отличным и без фанатизма, которого нам хватило в предыдущем лагере. :)
Пройдено за день 218 км.

6.05.2009
На следующее утро отправились осматривать последнюю из запланированных достопримечательностей
– Иверский монастырь. Место удивительно красивое и очень здорово отреставрированное.

А после прогулки и фотографирования выдвинулись в сторону дома, где уже и были в 8 часов вечера. Перегон от Валдая до дома составил 417 км.

Общий километраж за весь поход – 1425 км.